Об участии в народной дружине
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Деятельность добровольных народных дружин в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Федеральный Закон дает следующее определение народной дружины – это основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с полицией и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Статья 6 Федерального Закона обязывает органы государственной власти в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности оказывать поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка.
Федеральный закон наряду с народными дружинами также позволяет создавать общественные объединения правоохранительной направленности – это не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка.
В Василеостровском районе таким общественным объединением правоохранительной направленности является Региональная общественная организация содействия поддержанию правопорядка «Невский патруль», зарегистрированная 19 ноября 2014 года.
При администрации Василеостровского района создан Штаб по координации деятельности народных дружин Василеостровского района, в который входят представители администрации, «Невского патруля», органов местного самоуправления и полиции. Штаб возглавляет заместитель главы администрации Мартыненко Виталий Евгеньевич.
Следует особо подчеркнуть, что в соответствии со статьёй 5 Федерального закона, участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
Комплектование народной дружины является наиболее важной составляющей её деятельности. Прием в народную дружину осуществляет аттестационная комиссия Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Раз в 3 года комиссия также проводит переаттестацию действующих дружинников с заменой их удостоверений, срок действия которых составляет 3 года.
В 2018 продолжался подбор кандидатов в народную дружину. Информацию о вступлении в народную дружину Василеостровского района можно получить по телефону 576-93-44 по рабочим дням с 9.00 до 18.00 в районной администрации или у своего участкового уполномоченного полиции.
О порядке деятельности народной дружины
Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Вопрос-ответ:
Имеет ли право народный дружинник осуществлять охрану общественного порядка самостоятельно без сотрудника полиции?
– Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон) имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками).Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них) не является предметом правового регулирования Федерального закона и должна определяться исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.
Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка не по приглашению органов внутренних дел (полиции)?
– Системный анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»), а граждане лишь оказывают им помощь.
Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять к нему физическую силу?
– Условия и пределы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона. Народным дружинникам запрещается применять физическую силу, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.Право самостоятельного задержания правонарушителей Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.
Имеет ли право народный дружинник при несении службы по охране общественного порядка иметь при себе гражданское оружие, на ношение которого у него есть разрешение, а также имеет ли он право применить его для устранения опасности, непосредственно угрожающей народному дружиннику или иным лицам?
– С учетом того, что Федеральным законом народные дружинники не наделены специальным правовым статусом в вопросах ношения и применения оружия, они должны руководствоваться положениями Федерального законаот 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», статья 24 которого разрешает гражданам применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также устанавливает запреты на ношение и применение оружия в отдельных случаях.