Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Кинофестиваль «Море зовёт-19»

Кинофестиваль «Море зовёт-19»

ПРОГРАММА XVI МКФ «Море зовёт!»

 

17 апреля 2019, среда

 

 15.00 - 16.00 - Презентация проекта кинофестиваля «Море зовёт-19» - пресс-конференция
для Петербургских СМИ (ледокол-музей «Красин»)

 

 22 апреля 2019, понедельник

 

 11.00 – 19.00 Начало работы жюри - Малый конференц-зал отеля «Пулковская PARK-INN»
(Пл. Победы, дом 1)

 

23 апреля 2019, вторник

 

10.00-15.00 Работа жюри (Малый конференц-зал отеля «Пулковская PARK-INN»)

16.00 - 17.30  Торжественное открытие фестиваля (Санкт-Петербургский Дом молодежи, Новоизмайловский пр. 48) Приветственное слово: Секретаря Морского совета, Главы Московского района и др. почетных гостей фестиваля. Представление жюри, объявление
порядка проведения фестиваля. Театрализованное представление… 

 24 апреля 2019, среда

 

10.00 - 18.00 Работа жюри (Малый конференц-зал отеля «Пулковская PARK-INN») 

13.00 - 20.00  Показ фильмов (Мультимедийный исторический парк «Россия – моя история», Бассейная ул.32)

14.00 - 18.00 Показ фильмов МКФ «Море зовет!» (Центр Культуры, Кино и Досуга «Павловск», г. Павловск, Конюшенная 7)

20.30 – 22.00  Прогулка по рекам и каналам для жюри и почетных гостей фестиваля

 

25 апреля 2018, четверг  (День Полярных конвоев. Ледокол-музей  «Красин»)

 

10.00 - 20.00   Завершение работы жюри (Малый конференц-зал отеля «Пулковская PARK-INN») 

11.00 – 13.00   Творческая Встреча с Вильгельмом Домке-Шульцем (Германия) - автором фильма «Помни Одессу, 2014-й» (Санкт-Петербургский Государственный Институт Кино и Телевидения  (Ул. Правды 13)

14.00 - 18.00   Показ конкурсных фильмов (Итальянский дворец, Кронштадт).

14.00 - 18.00 Показ фильмов МКФ «Море зовет!» (Центр Культуры, Кино и Досуга «Павловск», г. Павловск, Конюшенная 7)

14.00 - 21.00  Научно-практическая конференция «Россия и Море» (Ледокол-музей «Красин»)

09.00 – 21.00  Поездка французской делегации и представителей Арктической академии наук
в д. Романщина, Лужского района Ленинградской области к могиле маркиза де Траверсе – русского адмирала, 18 лет занимавшего пост министра императорского военно-морского флота России. (25 человек)

 

26 апреля 2018, пятница

 

11.00 – 13.00  Творческая встреча с французским режиссером Жаном-Франсуа Барто
и премьерный показ фильма Жерома Эспла «Средиземное море»
(СПБГИ Кино и Телевидения - ул. Правды 13)

14.00 - 15.30 Показ конкурсных фильмов МКФ «Море зовет!» - СПб Дом молодежи (Новоизмайловский пр., 48)

 16.00 - 17.30 Торжественная церемония закрытия фестиваля. (СПб Дом молодежи). Выступления: Президента жюри, директора фестиваля и Секретаря Морского совета. Вручение премий, наград и призов победителям и участникам.

17.30 – 19.30  Продолжение показа лучших фильмов кинофестиваля

 Честное директорское

Непосредственно перед нашим фестивалем в Петербурге прошел, и, на мой взгляд, весьма успешно, Международный Арктический форум, доселе проводившийся в Архангельске. Собственно в Северную столицу он и переехал из-за постоянно растущего числа участников. Среди главных тем форума, проходившего под лозунгом «Арктика - территория диалога» – международное сотрудничество в области экологии, развития инфраструктуры и использования богатейших ресурсов этого региона. Разговор главного пленарного заседания, отмеченного присутствием нашего президента и глав правительств Финляндии, Швеции, Норвегии и Исландии, невольно скатился к политике, а значит к санкциям и отношениям Запада с Россией, однако, в конце концов, вернулся-таки на арктические рельсы. Обсуждался вопрос значения СМП для мировой торговли, правовая сторона этого вопроса и заинтересованность в нем постоянно набирающих силу экономических гигантов Азии во главе с Китаем. Недаром третьим рабочим языком форума был китайский. Несомненный успех форума именно в том, что, несмотря на продолжающуюся кампанию западной критики по отношению к России, наши ближайшие соседи четко дали понять, что даже союзнические обязательства членов НАТО не помешают им поддерживать добрососедские отношения, способствующие решению общих вопросов. А что касается внеблоковых стран и особенно азиатских, так им, как говориться, и сам Бог велел выстраивать свои приоритеты, исходя из национальных интересов и законных прав. Интересы России в Арктике очевидны и имеют глубокие исторические корни. Казалось бы, со времен плаваний Семена Дежнева, по сути превратившего Московию в необъятную Россию, прошло всего-то 400 лет, а сколько сделано в этом направлении. Всего 100 лет минуло со времени экспедиций Седова, Брусилова, Русанова, положивших свои жизни на исследование арктических районов, а ныне президент уже ставит  задачу довести грузооборот по Севморпути к 2024 году до 80 млн. тонн в год, при том, что сегодня мы имеем всего 35 млн., при высшем показателе, достигнутом СССР в 1986-м - 26 млн.т. Арктика, и это очевидно, остается в центре устремлений и планов, причем, не только у арктических государств! Поэтому стоит ли удивляться появлению множества фильмов на полярно-арктическую тему в конкурсе нашего фестиваля.

Те, кто еще не посмотрел фильм «Великий Северный Путь» известного путешественника Леонида Круглова, с которым нас столкнула судьба на борту барка «Седов» в ходе его кругосветного плавания (2012-13 гг.), могут восполнить этот пробел на публичном показе в Мультимедийном комплексе «Россия – моя история» (ул. Бассейная 32). Новый партнер фестиваля «Море зовет!» любезно предоставил нам один из своих залов с 13.00 до 20.00 24 апреля. Вход, как всегда на наших мероприятиях, свободный! Приходите, не пожалеете! 

Для того чтобы снять эту эпическую картину команде Леонида Круглова по сути пришлось повторить путь Семена Дежнева. Как художественная, так и техническая сторона, как всегда, на высоте! И умелое использование дронов это лишь подчеркивает! 

Арктической теме посвящено достаточно много фильмов разного жанра и направленности. Здесь и фильмы о научной деятельности полярников – «Во льдах Арктики» Ольги Шульгиной, и странствиях самодеятельных первопроходцев - «Значит и ходить сюда нельзя» Валерия Семёнова на лыжах с помощью кайтов по бескрайним просторам Северной Сибири в направлении острова Вайгач, и рассказ о нелегкой судьбе поморов Терского берега Белого моря – «Варзуга» режиссера Владимира Кузнецова и конечно же серьезная историческая работа Максима Кузнецова «Арктика-Антарктика. Остановка по требованию» о судьбах и характере полярных первопроходцев далекого прошлого и наших современниках, сделавших работу в Заполярье своей работой и судьбой.

Учитывая критику прошедших лет, не стану описывать достоинства конкурсных фильмов, дабы избежать обвинения в некоем давлении на мнения достойнейших членов жюри, а ограничусь лишь перечислением наших традиционных и любимых участников, как отечественных студий, так и иностранных. Во-первых, это - ГТРК «Санкт-Петербург», прогремевший в минувшем году сериалом «Петроград 1917-го», выпуски которого в значительной степени удовлетворили зрителя по многим вопросам революционного лихолетья.  А питерская студия «Телеинвест» не только воздала должное памяти легендарного Наркома Военно-Морского флота СССР в годы войны Адмирала Флота Советского союза Николая Герасимовича Кузнецова своим фильмом с говорящим названием «Несломленный Нарком», но и осветила судьбы выдающихся, но несправедливо позабытых флотоводцев. Таких как адмирал Роберт Николаевич Вирен, ставший первой жертвой революционных матросов Кронштадта, измученных бездельем вдалеке от войны. Адмирал был насажен на штыки прямо на Якорной площади, ставшей местом массовых расправ над офицерами после Февральской революции…

Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин, чье имя носит морской технический колледж Санк-Петербурга, прославился победами над турками в Афонском и Дарданельском сражениях, командовал 2-й Архипелагской экспедицией русского флота и, по общему мнению, стал естественным преемником великого Федора Федоровича Ушакова, памятник которому будет, наконец-то, возведен в Морской столице России.

 Этой же студией создан интересный проект «Я говорю с тобой из Ленинграда!...» созданный к 75-летию полного освобождения города от фашистской блокады и состоящий из блокадных стихов Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Веры Инбер, Вадима Шефнера и блокадных писем. Каждое слово пронизывает душу…

Канал «Россия 24» устами своего ведущего Алексея Михалева – известного мастера яркого и динамичного репортажа - воздает должное Морской столице, как колыбели морских традиций, а студия «Крылья России» из подмосковного Жуковского, на сей раз предлагает зрителю 4-серийный проект «Боевой надводный флот отчизны», пообещав на будущий год воздать должное и российскому Подплаву.  Героическим страницам боевых дел балтийских подводников, оказавшихся в годы Великой Отечественной в нечеловеческих условиях, посвящены две работы  «Разведывательно-водолазной команды» (Continental New Media), связанные с подводно-изыскательными работами по обнаружению и идентификации погибших советских подлодок Щ-408 и Щ-417 в мутной воде Финского залива, напичканного минами в годы двух мировых войн, гуще, чем суп клецками. Немцы, пытаясь обезопасить свои перевозки морем шведской руды, усилили  Нарген-Порккалаудский противолодочный рубеж двумя рядами стальных сетей с ячейками четыре на четыре метра, отстоявшими друг от друга на 100 метров и перекрывавших  всю толщу вод от поверхности до грунта. Вдоль сетей было выставлено девять линий мин, эшелонированных по глубинам, а внизу были заложены донные магнитные мины. Район заграждения прослушивался системой гидроакустических станций, расположенных на островах и на берегу. Картину дополняли катерные дозоры и противолодочные самолёты, постоянно патрулировавшие охраняемый район.  
Не удивительно, что за годы войны на Балтике погибло 37 наших подлодок, секреты героической гибели двух из которых отчасти приоткрыли отважные энтузиасты-изыскатели…

Подвигу наших летчиков, посвящен очередной фильм сериала «Чистая победа» - «Русское небо» Валерия Тимощенко (Краснодарская киносутдия им. Н. Минервина), повествующий о крупнейшем воздушном сражении Второй мировой – битве над Кубанью.

Валдис Пельш, создавший в последние годы ряд замечательных военных проектов времен Второй мировой, на этот раз обратился к событиям Крымской войны, которую, как известно, Россия проиграла, несмотря на массовый героизм солдат и офицеров. Боюсь, что далеко не все знают, что на далекой Камчатке и Русском Севере противник потерпел поражение. Попытка атаковать Соловецкий монастырь потерпела неудачу, британские ядра отлетали от древних стен как горошины, и эскадра противника отступила несолоно хлебавши. Героическая оборона Петропавловска-Камчатского, о которой рассказывает фильм «Гвардия –Камчатка» обернулась для англо-французской эскадры не менее сокрушительным провалом. В итоге, английский адмирал Прайс погиб при загадочных обстоятельствах, а его французский преемник, обломав зубы при штурме береговых укреплений, отступил, оставив на память защитникам знамя Гибралтарского полка – боевое ядро британского десанта, хранящегося поныне в стенах Эрмитажа.

Традициям Российского императорского флота посвящена серия выпусков студии «РуссДокументФильм», «Корабельные священники русского флота», охватывающая период 1717-1917 гг. и содержащая много интересного о житии и службе духовных наставников моряков. Автор и режиссер – известный историк Александр Смирнов, по книге которого фильм, собственно, и снят.

Поскольку флот всегда стоял на традициях, студия журналистики «Андреевцы», работающая при Нахимовском Военно-морском училище, выбрала темой своего фильма «Наследие» две знаменитых кузницы традиций  - родное училище и Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой, неизменно вызывавших гордость за нашу страну. Сегодняшние воспитанники обеих школ продолжают прославлять Родину…

Несомненным украшением патриотической темы является фильм киностудии имени М. Горького «Земля людей»Дмитрия Семибратова, преследующий цель – заново открыть Курилы для России и показать уникальную территорию во всей красе ее неповторимой природы и преданного своим островам населения.

Красив, познавателен и при этом лаконичен, что особенно ценит жюри, фильм Алексея Кондратюка «Архипелаг императрицы Евгении» о чудесном скоплении островов в Японском  море с занимательной историей, уникальной геологией и богатейшей морской фауной, наблюдая за которой, поражаешься ее видовому разнообразию. 

 Остаются верны своим обязательствам перед Великим океаном и защите наших морей на восточных рубежах коллеги из «Общественного телевидения Приморья» (Владивосток), Владимир Ощенко прислал злободневный репортаж с настораживающим названием «SOS с Восточного моря: Рыбалка по-северокорейски».Дальний Восток с некоторых пор подвергается нашествию корейских рыбаков, которых не страшит ни смерть, ни российская тюрьма. Видать, совсем плохи их дела, зато прекрасно знают свое дело наши пограничники!...

Помимо набегов отчаявшихся соседей и планомерного проникновения в кладовые наших ресурсов новоявленного экономического лидера планеты -  Китая, наложившего свою крепнущую лапу на то, что несколько раньше приметил глаз, гораздо большую опасность для страны представляет собственное чиновничество, готовое распродать по дешевке и леса – легкие всей планеты наряду с Амазонией, и водные ресурсы, как показал недавний пример многострадального Байкала. Однако не в пример Китаю, где коррупционеров ждет заслуженная кара, в нашем случае степень наказания чиновника снижается в обратной зависимости от суммы украденного. Парадокс, казалось бы, но мы всегда шли своим путем… Так что в самую пору призадуматься хотя бы о судьбе внуков, заглядывая чуточку дальше собственного носа.

О трагической судьбе Аральского моря, ставшего в свое время жертвой бездумной эксплуатации водных ресурсов во имя рекордных урожаев хлопка, повествует  философская драма Александра Свешникова «Страсти по Аралу» (студия им. В. Дворжецкого при поддержке РГО). И для местных жителей это –трагедия жизни, выхода из которой не предвидится…

Во многом созвучен с этим фильм «Живое море» Валерия Тимощенко, правда, с обратным знаком. Для его героев – совершенно разных людей море это – образ жизни и они, каждодневно признаются в любви своему кумиру. В данном случае, речь идет о море Черном, постепенно теряющим в современных условиях титул моря и добра…

Пятилетие воссоединения Крыма с Россией, бесспорно, радует, невзирая на косые взгляды соседей, делающих вид, что следующие на очереди «империалистической» России именно они, чем пытаются заработать дивиденды у новых «старших братьев», и это порой прокатывает! Но, как известно, мера необходима во всем без исключения! Буквально на днях отличилась Эстония, не позволив зайти в Таллин, знаменитому барку «Седов», как-то прознав, что на его борту находятся курсанты крымской мореходки. Дядя Сэм рукоплещет, напряженность на границах России не утихает, чего он собственно и добивался, увидев, что Россия несколько изменилась со времен Ельцина, позволяя себе самостоятельные решения. Радостно, что новые сателлиты работают от души. Польша, возглавив антирусские силы, задорно крушит памятники и могилы советских солдат, «балтийские тигры» бесконечно вторят о неизбежном вторжении России, радостно принимая списанный военный хлам, имитируя формирование национальных вооруженных сил, а Незалежная и вовсе трубит на весь белый свет о полномасштабной агрессии России, методично расстреливая крупнокалиберной артиллерией собственных граждан из мятежных республик Донбасса. И ведь большая часть европейцев верит в то, что подают им собственные СМИ, сосредоточившись на оголтелой антирусской пропаганде.  Впрочем, нередки исключения, в том числе на нашем фестивале, далеком от политики, но отнюдь не аполитичном.  И в этой связи хочется в очередной раз поблагодарить немецкого режиссера Вильгельма Домке-Шульца – автора  фильма «Помни Одессу», созданного к 5-летию майской трагедии 2014 года. Подобно прошлогоднему фильму об автопробеге 300 защитников мира из 15 стран Европы по дорогам России с посещением Крыма, фильм о массовом убийстве в одесском Доме Профсоюзов, как выпадающий из официальных клише подачи информации,  вызвал крайне негативную реакцию германских СМИ. Доступ на телевидение автору окончательно перекрыт, а сторона, подвергшаяся справедливой критике, даже угрожала ему физической расправой.

 Нынешний фестиваль отличается от всех предыдущих огромным наплывом заявок из стран, заявившихся на конкурс впервые. Среди них Армения, Иран, Китай, Турция и Исландия. Последняя прислала на конкурс занимательный фильм о рыбачьем поселке Нейскопстадир, более известном на восточном побережье острова как Маленькая Москва, так собственно и называется фильм, а поселок был окрещен так местными жителями, потому что у власти там, в течение последних 50 лет находились коммунисты. Примечательно, что ряд традиций, появившихся в ту пору, к примеру, подобие пионерской организации, существуют там и по сей день…

 Однако нашим главным европейским партнером традиционно остается Франция. И ее делегация на фестивале самая представительная. Постоянный член жюри прошлых лет адмирал Жан-Мари Матэ – остается большим другом России и, конечно же, фестиваля, на котором он присутствует нынче в ранге почетного гостя. Зрители смогут встретиться с настоящим мэтром документального кино Жаном-Франсуа Барто, совсем недавно возглавлявшего жюри Страсбургского фестиваля подводного образа – ныне именуемого Европейским.

Наряду со старейшим в мире Тулонским фестивалем документального кино и фестивалем в Антибе эти кинофорумы – наши давнишние партнеры. Отрадно, что в отличие от заокеанских кинодеятелей, чувствительным к рекомендациям Госдепа максимально ограничить связи с Россией, старые друзья имеют собственное мнение насчет того, с кем и когда стоит общаться.

К сожалению, еще один мэтр французского документального кино Жером Эспла не сможет в этом году лично представить не только свою капитальную работу «Средиземное море», на сей раз по причине аврально наметившихся съемок на Тихом океане, но и режиссерскую работу своей супруги, «Санитары моря», повествующей о «большой приборке» морского дня, выполняемой боевыми пловцами ВМС Франции в районе их главной базы – Тулона. Мусора оказалось столько, что усилий «людей-лягушек» хватило лишь на символическую приборку. И это, увы, общемировой показатель загрязненности планеты. Те, кто регулярно выходит в море, могут подтвердить, насколько изменился облик морей и океанов за последние десятилетия, разумеется, в худшую сторону!

Однако море продолжает звать, манить и сплачивать людей, суровой необходимостью бороться со стихией сообща, закаляя характеры и рождая настоящую флотскую дружбу. Фильм об учебных плаваниях французского учебного парусника «Гермиона» - точной копии фрегата 18 века в навигацию 2018 года должен представить публике сам режиссер Жан-Доминик Лами. Рассказ о приключениях 350 кадетов-добровольцев из международной организации франкоязычных стран не должен оставить равнодушных.

С французским фильмом несомненноперекликаетсяработа студии  «RT Documentary»

 «Вне зоны действия сети». Его автор и режиссёр - Наталья Кадырова  расскажет о двухмесячной практике российских курсантов на учебном барке «Крузенштерн». Для судеб  многих героев фильма этот поход стала решающим.

Режиссерский дебют Дениса Широкова «Отец и Сын» в чем-то созвучен с этими работами, с той лишь разницей, что действие проходит на прославленном «Штандарте» - копии петровского фрегата, открывшим глаза на морские чудеса за 20 лет своего существования  не одной сотне юношей и девушек.  Фильм рассказывает о смелом эксперименте совместного оморячивания на борту фрегата отцов со своими сыновьями. Сознаюсь, что сам практиковал подобный метод воспитания, взяв с собой в 100-дневное плавание на крейсерской яхте «Океан», направлявшегося на регату «Катти Сарк – 1998», 15-летнего сына. Он вернулся из похода в Ирландию другим человеком, возмужавшим и самостоятельным. А через год поступил в ВВМУ им. Фрунзе, осмысленно проследовав по стопам отцов и дедов…   

 Новые земли открывали, познавали и воспевали истинные подвижники. Порой бродяги и авантюристы, но главным образом, целеустремленные, волевые интеллектуалы. Такими, несомненно, были Семен Дежнёв и Ерофей Хабаров, Иван Крузенштерн с Юрием Лисянским, Фаддей Беллинсгаузен с Михаилом Лазаревым, Георгий Седов, Владимир Русанов и Георгий Брусилов, а сегодня это, вероятно, Федор Конюхов, просто одержимый «бациллой» героических подвигов! Спрашивается, ну чего ему еще надо после трех одиночных парусных кругосветок, покорения высочайших вершин мира, и одиночного пересечения Антарктиды. Что заставляет его в сей момент неспешно грести веслами по направлению к мысу Горн, куда даже опытные капитаны на ладно скроенных судах приближаются с опаской. Мы с ним сверстники, и я всегда считал себя в какой-то степени авантюристом, но чтобы вот так отправиться вокруг света на гребной лодке… Спрашивается, зачем? Возможно, зрителю поможет найти ответ на этот вопрос фильм Владимира Зайцева «Один на один с Океаном» о 160-дневном походе отца Федора через Южный Тихий океан на веслах, ставшем репетицией нынешнего плавания в 2014 году.

  Уже второй год вызывает неподдельное восхищение, а зачастую и оторопь, цикл белорусского режиссера-оператора Леонида Пашковского «Хочу домой из… Путешествия, в которые вы не поедете»! Отважный юноша забирается в самые опасные во всех отношениях точки планеты, где с трудом выживают не только отчаянные туристы, но и местные аборигены! На сей раз речь пойдет о Гаити. Занимательно и весьма благородно – предупредить горячие головы, о том, что их может ждать в местах, куда их способны закинуть воспаленная фантазия и бытовая скука…

 От  души благодарю своих друзей – членов международного жюри за бескорыстную преданность идеям фестиваля и готовность, бросив свои дела, примкнуть к нашему ежегодному действу. Надеюсь, оно, как и прежде, соответствует своему предназначению!

 А вам, почтенные зрители - удачных просмотров! Желаю каждому из вас найти для себя что-то новое и интересное, способное вдохновить на свершения и подвиги во имя… каждый знает чего!

Искренне ваш,  Сергей Апрелев