Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Фронтовые дороги Москвина Владимира Ивановича

Фронтовые дороги Москвина Владимира Ивановича

Жителям

Фронтовые дороги Москвина Владимира Ивановича

Более 75 лет назад закончилась Великая Отечественная война; в эту войну рядовые солдаты и офицеры Красной Армии победили фашизм, отстояли свободу и независимость нашей Родины. У каждого из участников той войны был свой путь к Победе, своя фронтовая судьба. Кому-то очень повезло – он прошёл всю войну и вернулся домой живым и невредимым, другому повезло меньше – он вернулся с фронта без рук и ног, а кто-то и вовсе остался лежать в братской могиле. В этой статье я хочу рассказать о фронтовом пути моего деда – Москвина Владимира Ивановича, 1905 г. рождения, члена ВКП(б) с 1927 года начавшего свой боевой путь в городе Кингисеппе и закончившего – в Германии. В юности Москвин В.И. мечтал стать военным; для осуществления своей мечты поступил в Школу Военных сообщений им. М.В. Фрунзе, однако перед окончанием заболел и был комиссован. До войны Владимир Иванович со своей семьёй жил в городе Кингисеппе, Ленинградской области. В эти края его направили в 1930 г. из Среднего Поволжья сначала на работу секретарём Кингисеппского райисполкома, а затем – управляющим Лензаготплодовощ. Дед был человеком разносторонним, имел много увлечений. В свободное от работы время писал стихи и прозу (у нас сохранилось несколько его рассказов: «Чёрный заяц», «Без сапог», «Привязанный»), любил играть в шахматы (не только участвовал в шахматных турнирах, но и был судьёй на них), увлекался охотой. У него было две охотничьи собаки: сибирская лайка по кличке Шкет и легавая – Джин. Увлечение охотой очень помогло ему в годы войны, когда он выходил из окружения во время боев под Ленинградом. Когда фашистская Германия напала на СССР, тысячи советских людей в первые же дни войны, не дожидаясь повесток, по велению сердца, пошли в военкоматы и добровольцами уходили на фронт. Так поступил и мой дед – 22 июня 1941 г. он явился в военкомат и был зачислен техником-интендантом 1-го ранга в 191-ю стрелковую дивизию. 22 июня 1941 г. войска немецкой группы армий «Север» пересекли границу СССР в Прибалтике; их стратегической задачей являлся захват Прибалтики и Ленинграда – второго по величине города СССР, важнейшего стратегического, экономического и политического центра страны.

Противник захватил Ригу 4 июля, 7 июля линия фронта проходила уже западнее Пскова, а 9 июля был оккупирован и этот город, который военные специалисты называли порогом Ленинграда. После занятия Пскова немцы начали наступление на Ленинград; они хотели любой ценой захватить и полностью уничтожить этот город. Советское командование, стремясь задержать наступление противника на северо-востоке в направлении Ленинграда, приняло решение о создании Лужского оборонительного рубежа. Следует заметить, что маршал Советского Союза А.М. Василевский, отмечая значение этого оборонительного рубежа, ставил его в один ряд с такими сражениями первого периода Великой Отечественной войны, как оборона Бреста, защита Могилева и Смоленска. Для решения задачи создания Лужского оборонительного рубежа 5 июля 1941 г. была сформирована Лужская оперативная группа войск, которая была разделена на Кингисеппскую, Лужскую и Восточную. Кингисеппская группа, оборонявшая участок, протяжённостью 150 км, включала 90-ю, 118-ю и 191ю стрелковые дивизии, 2-ю и 4-ю дивизии народного ополчения, 1-ю танковую дивизию и танковый батальон Автобронетанковых курсов, а также курсантов Ленинградского пехотного Краснознамённого училища. Очень тяжёлые бои развернулись непосредственно в районе г. Кингисеппа, где в это время воевал Москвин В.И. Героическая оборона нашими воинскими частями Кингисеппского рубежа отвлекла на себя значительные вражеские силы, появление которых на южных подступах к Ленинграду, могло бы закончиться катастрофой. Вот воспоминания о боях под Кингисеппом этого периода войны Москвина В.И.– заместителя командира 381 отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона 191-й стрелковой дивизии 8-й армии: «Шёл август 1941г. Наша 191-я стрелковая дивизия вела тяжёлые оборонительные бои в районе Кингисеппа. Зенитно-артиллерийский дивизион, в котором я служил, прикрывал пехоту от вражеской авиации. Налёты немецких самолётов не прекращались ни один день. Противник прилагал все усилия, чтобы со стороны Эстонии прорваться к Ленинграду. В один из дней, когда фашистам удалось прорваться в районе железнодорожной станции Ваймарн, они стали продвигаться в направлении станции Котлы, чтобы молниеносно выйти к берегу Финского залива и отрезать ту часть наших войск, которая сдерживала их напор на рубеже реки Луга. Наша дивизия стала отходить. Сменил огневые позиции и наш дивизион. Две его батареи расположились на правом берегу реки Луга, против колхоза им. 1-ого мая, на полях которого разгорался жестокий бой. Немецкая пехота, скопившись на опушке леса, несколько раз бросалась в атаку, но каждый раз откатывалась назад, встреченная метким огнём наших бойцов. Чтобы как-то облегчить положение пехотинцев, наш зенитно-артиллерийский дивизион стал бить заградительным огнём, преграждая путь фашистам. Конечно же, немцы обнаружили нас, но мы не имели права менять без приказа свои позиции, т.к. основной нашей задачей был «воздух» и без приказа начальника ПВО дивизии мы не могли сделать ни шагу назад. А немцы в ответ на наш огонь против их пехоты, произвели авиационный налёт на позиции дивизиона. Только поздно ночью, получив приказ, дивизион, под покровом ночи, отошёл и занял позиции возле колхоза «Лесная поляна». Затем, с 8 сентября 1941г. 191-я стрелковая дивизия, в которой сражался Москвин В.И., участвует в составе 8-й армии Ленинградского фронта в тяжелейших боях в районе Елагино, затем Красного Села, Стрельны, Нового Петергофа, держит линию фронта с другими частями 8-й армии на рубеже Троицкий ручей – Английский пруд Голицкое шоссе. С 1октября 1941г. Москвин В.И., по приказу отдела кадров 8-й армии, в связи с недостатком командного состава в пехоте, был переведён на должность командира стрелкового взвода 3-й стрелковой роты 163-го стрелкового полка 11-й стрелковой дивизии. Эта дивизия, так же, как и 191-я, участвовала в боях за Кингисепп, прикрывала подходы к Петергофу, остановила гитлеровцев по пути к Ораниебауму и Крондштату, держала оборону на рубеже между Новым и Старым Петергофом. В ноябре 1941г. 11-я стрелковая дивизия была перенаправлена в Ленинград для пополнения, и 7.01.1942г. прибыла в район станции Погостье. В период зимы 1941 – весны 1942г.г. станция Погостье стала отправной точ кой для Любанской наступательной операции 54-й армии Ленинградского фронта по прорыву блокады Ленинграда. 54-я армия совместно со 2-й Удар ной армией Волховского фронта должны были пробить брешь в кольце блокады Ленинграда. Прорыв блокады должен был произойти в районе станции Погостье, где железнодорожная насыпь стала линией фронта, по одну сторону которой находились наши части – по другую немецкие. Высота насыпи была доведена противником до трёх метров. В ней немцы выкопали блиндажи, ячейки для стрелков и пулемётные площадки. Через каждые 200 м располагались дзоты с 1-2-мя станковыми пулемётами. В январе-марте 1942г. здесь проходила одна из кровопролитнейших битв Ленинградского фронта. 11-я стрелковая дивизия, в которой сражался Москвин В.И., вынесла на себе основную тяжесть боев начала года за Погостье, достаточно глубоко вклинившись в оборону противника, частично попадая в окружение. Вот как описывает бои за Погостье ветеран 54-й армии Никулин Н.Н.: «…в армейской жизни под Погостьем сложился своеобразный ритм. Ночью подходило пополнение – то моряки, то маршевые роты из Сибири, то блокадники. Утром, после редкой артподготовки, они шли в атаку, пробивая в глубоком снегу траншеи. Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревая в сугробах. На другой день была новая атака.» Командир 11-й стрелковой дивизии, генерал-лейтенант В.И. Щербаков о боях в районе Погостья писал: «…Люди шли по пояс в снегу, карабкались на на сыпь с возгласами: «Дадим хлеб ленинградцам!» Скатывались вниз и вновь поднимались в атаку». Освободить станцию Погостье удалось лишь к середине января ценой огромных потерь. Вот что писал по этому поводу участник боев за эту станцию В.Е. Чуркин: «Большой ценой досталась нам это Погостье, тысячами трупов была усеяна изрытая снарядами земля. Трупы, всюду трупы, куда не пойди, везде лежали убитые. Я уже не новичок. Мне приходилось видеть страшные картины войны, но здесь, увидев устланную в таком огромном количестве трупами землю, я был потрясён, до глубины души. Ни словами, ни на бумаге не передать, сам видел и ощутил эти страшные картины». В боях под Погостьем Москвин В.И. был представлен к правительственной награде – ордену «Красной звезды». Вот наградной лист на командира стрелковой роты 163 стрелкового полка 11-й стрелковой дивизии Владимира Ивановича Москвина, русского, члена ВКП(б) с 1927г., в РККА – с июня 1941г. «Тов. Москвин в боях с немецким фашизмом показал себя как истинный патриот нашей Родины, проявляя смелость, отвагу и личную инициативу в схватках с врагом. 29.01.42 обороняемую дорогу ротой тов. Москвина, идущей от ст. Погостье на Сараи, немцы в количестве 45-50 человек пытались атаковать, но были встречены метким огнём подразделения тов. Москвина и вынуждены были отойти, оставив на поле боя 15 убитыми, 10 ранеными. Фашисты не унимались и снова атаковали бойцов тов. Москвина и каждый раз атаки отбивались с потерями для противника. 31.01.42г. фашисты дважды пытались атаковать дорогу, но и эти атаки были отбиты с потерями для врага. В этом бою тов. Москвин, по ведя своих бойцов в контратаку был дважды ранен в плечо и кисть правой руки, но поле боя не покинул, продолжая командовать своей ротой. Приказ был выполнен и 15.02.42 батальон, в котором был товарищ Москвин соединился со своими частями и принял участие в бою против немцев сразу же выйдя из окружения. Вывод: тов. Москвин достоин правительственной награды ордена «Красная звезда». А вот как описывает события этого времени Москвин В.И. в письме к своему брату – Вячеславу Ивановичу Москвину, находясь после госпиталя в г. Омске: «… по приезде (из Ленинграда) сразу же пошли в наступление. После первых боев меня назначили командиром роты. 27 января я был первый раз ранен и в этот же день контужен, но контузия была лёгкая, … а ранение было в плечо без повреждения кости и в госпиталь я не пошёл. Затем меня с ротой направили в тыл к немцам по особому заданию, там пробыл 22 дня, там вторично меня ранили и только на двадцатый день я попал в госпиталь. … Убил я пять фрицев, это из винтовки, видел своими глазами, не считая того что бил по ним из пулемёта. … Но считаю, что этого конечно мало, чтобы мой счёт с ни ми был сведён и за Родину, и за Колю, и за Юрия (он, наверное, убит, потому что больше полгода от него нет ничего) и за моих собачек, которые остались в Кингисеппе. Тянет на фронт ещё, чтобы отомстить как следует». А дальше была череда госпиталей, в которых пришлось лечиться Владимиру Ивановичу: сначала полевой госпиталь на фронте, затем госпиталь в Новосибирске, а потом и на Алтае. Однако, даже после лечения в госпиталях, правая рука продолжала болеть и опухать, работать ей он не мог, все приходилось делать левой рукой. В это время его направляют на тыловую службу в г. Омск, начальником административной хоз. части военного склада Народного Комитета Обороны.

Но Владимир Иванович «обивает пороги» военкомата, просит отправить его на фронт или послать на курсы «Выстрел», чтобы опять пойти на строевую службу. Он пишет своим родным: «…я с удовольствием уйду (на фронт) даже рядовым в любую часть». После многочисленных обращений, Владимира Ивановича отправляют в 6-й отдельный полк, находившийся в резерве, а затем в действующую армию командиром 59-го отдельного дорожно-строительного батальона. К сожалению, у нас не сохранилось ни одного письма Москвина В.И. этого периода его службы; он не оставил воспоминаний о дорожно-строительном батальоне. Я не смогла найти в открытой печати информацию о дорожно-строительных батальонах 21-й армии; но в публикациях, связанных с Великой Отечественной войной, достаточно много написано о роли дорожных подразделений в военные годы. Очень немного на эту тему я посчитала нужным написать в этой статье. Следует отметить, что ни одна крупная операция в ходе Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов автотранспортной и дорожной служб, воинов автомобильных и дорожных соединений и частей. Фронтовые дороги. В жару и мороз, снегопад и дождь, днём и ночью по ним беспрерывно двигались войска, танки, артиллерия, транспорт с боеприпасами и продовольствием, горючим и военным имуществом. От дорог зависел своевременный выход и быстрое развёртывание войск, подача резервов и снабжение наступающих частей в ходе боя. Каких только дорог не строили наши дорожники: по болотам и мокрым лугам шли деревянные настилы из жердей, делались колейные дороги из брёвен, досок; на сухих местах строились грунтовые дороги. По замёрзшим рекам и озёрам прокладывались ледовые дороги, например, «Дорога жизни», единственная военно-стратегическая магистраль, проходившая через Ладожское озеро и связывавшая в 1941-1943г.г. осаждённый немцами Ленинград со страной. Нашим дорожникам зачастую удавалось совершить невозможное и прокладывать дороги там, где противник не ожидал. Дорожники не только строили новые дороги, но и в удивительно короткие сроки восстанавливали разрушенные немцами дороги и мосты. В своих воспоминаниях немецкий генерал-фельдмаршал Манштейн писал: «русские были мастерами восстанавливать дороги». Дорожники работали по 12-15 часов в сутки; строительные работы велись и днём, и ночью, и в жару, и в холод, и в дождь, и в снег. Безусловно, и 59-й отдельный дорожно-строительный батальон, которым руководил Москвин В.И., внёс свой вклад в подготовку и осуществление тех операций, которые проводились 21-й армией. В ноябре 1944г., когда 21-я армия, после участия в Выборгской операции (разгром группировки финских войск на Карельском перешейке, освобождение г. Выборга), была отправлена в Резерв Ставки, 59-й дорожно-строительный батальон был расформирован. 1 января 1945г. 21-я армия была включена в состав 1-го Украинского фронта и находилась в резерве армий этого фронта до конца января 1945г. А мой дед, Москвин В.И., по резерву, был откомандирован в трофейную бригаду 21-й армии и назначен начальником 3-го отдела этой бригады; на этой службе он находился до окончания войны. Чем занимались трофейные бригады действующих армий, в частности, бригада, в которую попал Москвин В.И. Они отвечали за сбор, хранение, учёт, вывоз, сдачу трофейного вооружения, боеприпасов, боевой техники, горючего и проч., захваченных Красной Армией у противника. Собранное трофейное оружие – миномёты, пулемёты, автоматы, винтовки и даже танки использовались в наших войсках. Таким оказался фронтовой путь моего деда – Москвина Владимира Ивановича, который начал войну техником-интендантом 1-го ранга, а закончил капитаном; награждённого за боевые заслуги орденом «Отечественной войны II степени», медалями: «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией».

Дядя Володя до войны                                                                     Москвин Владимир Иванович

            

 Литература:

  1. Великая Отечественная война 1941-1945 – энциклопедия. –М.: Советская энциклопедия, 1985. – 832 с.
  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Словарь-справочник. –М.: Изд. политич. лит-ры,1985. -528с.
  3. Блатин А.Я. Вечный огонь Ленинграда. Записки журналиста. – М.: Сов. Россия, 1976. – 301с.
  4. ru.m.wikipedia.org>wiki>Лужск…
  5. www.stoletie.ru>luzskij_rubezh_9…
  6. ru.m.wikipedia.org>wiki>Погост…
  7. www.soldat.ru>memories>pogost
  8. Москвин О.В. Однополчане.// Сб. Седая грусть воспоминаний. Санкт-Петербург: МО-7, 2015. – С.7-22.